Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

 

156

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОПАГАНДИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Dianiska G. Efektivnost' propagandistickej cinnosti. Bratislava: Pravda, 1984. 210 s.

 

Монография чехословацкого психолога Густава Дианишки «Эффективность пропагандистской деятельности» является одной из немногих книг но психологии пропаганды, написанных с марксистских позиций.

Деятельностный подход позволил автору представить читателю пропаганду как процесс, которым можно целенаправленно управлять, если знать и строго учитывать психологические закономерности усвоения человеком поступающей к нему информации, психологические механизмы регуляции социального поведения личности под воздействием различных факторов, в том числе и пропаганды.

Названия глав отчетливо рисуют круг рассматриваемых в книге проблем: I. Пропаганда — специфический вид человеческой деятельности; II. Социально-психологические аспекты эффективности пропаганды; III. Система психологических наук — источник повышения эффективности коммунистической пропаганды; IV. Человеческий фактор в коммунистической пропаганде и влияние этого фактора на ее эффективность; V. Психологические аспекты эффективности борьбы против идеологических диверсий.

Монография преследует цель: на конкретных данных многолетних исследований показать практическим работникам идеологической сферы реальную возможность повышения эффективности их работы за счет более строгого учета психологии человека как объекта пропагандистского воздействия. Книга может служить непосредственным практическим руководством к совершенствованию методики пропаганды. Здесь налицо вклад и в науку (психологию пропаганды), и в практическую методику.

Хотелось бы обратить внимание на некоторые положения монографии, представляющие интерес для советских читателей, занятых проблемами перестройки политической и экономической учебы в свете решений XXVII съезда КПСС.

Прежде всего это относится к проблеме активности объекта пропагандистского воздействия. Успешность воздействия, как показывает автор, в громадной степени зависит от знания пропагандистом, лектором психологии личности, социальной психологии, особенностей проявления различных психических процессов, их влияния на активность личности как объекта пропаганды и субъекта познания одновременно. Подход к пропаганде, основанный только на здравом смысле, во многом теряет в своей эффективности из-за пренебрежения психологическими данными об условиях усвоения человеком обществоведческих знаний. Автор подробно рассматривает интересы, потребности, склонности, способности личности, мотивацию деятельности, в частности мотивы политической учебы, а также память и мышление. По мнению автора, коммунистическая пропаганда тогда эффективна, когда пропагандисту удается преподнести пропагандируемые идеи в форме, максимально импонирующей слушателю, вызвать интерес слушателей к самим реальным социальным явлениям, к которым они научаются применять свои научные политические знания, усвоенные благодаря пропаганде и пропагандисту. Этим самым автор опровергает принятое в среде практических работников мнение, что коммунистическая пропаганда призвана распространять лишь знания в области теории марксизма-ленинизма, которые где-то и когда-то позже превратятся в личные убеждения слушателей.

Профессиональный психолог найдет в книге много интересного, а профессиональный идеологический работник, в том числе и учитель-обществовед и пропагандист, откроет для себя многие ранее неизвестные ему психологические стороны привычной для него пропагандистской деятельности.

 

Б.Ц. Бадмаев

Москва